Кто должен проводить соут

Специальная оценка условий труда (СОУТ): зачем она нужна и кто ее проводит

Если на каких-либо рабочих местах не выявлено потенциально вредных и/или опасных факторов, то на эти рабочие места оформляется декларация. Она является подтверждением того, что условия труда на рабочих местах классифицированы как допустимые. Задекларированные данные считаются действительными в течение 5-ти лет. Если за это время на производстве не было зафиксировано несчастных случаев и/или профессиональных заболеваний, не было выявлено нарушения государственных нормативных требований охраны труда, декларация автоматически продлевается на следующие 5 лет.

К проведению СОУТ можно привлекать только организации, внесенные в соответствующий реестр и имеющие в составе аккредитованную лабораторию. Если организация, работающая в сфере охраны труда, была допущена к деятельности в сфере аттестации рабочих мест до вступления в силу Закона № 426-ФЗ, то она работает по переходным положениям и может оказывать услуги по СОУТ до 31 декабря 2019 года.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в 2019 году

  • Для ИП и должностных лиц будет составлять от 30 до 40 тыс. рублей.
  • Для юр. лиц – от 100 до 200 тыс. рублей.
  • Вместо применения штрафных санкций возможно приостановление деятельности организации (ИП) на срок до 90 суток, а должностное лицо могут дисквалифицировать на 1-3 года.

Каковы же сроки проведения спецоценки? Есть плановая проверка и внеплановая. Плановую необходимо проводить 1 раз в пять лет. Если по рабочему место проводилась аттестация, то проведение специальной оценки можно назначить через 5 лет, после завершения аттестации.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда в организации

Количество рабочих мест, которые могут быть указаны в декларации, не ограничено, и организация задекларировала все сто процентов рабочих мест, состоящих в штатном расписании. Половина рабочих мест была признана безопасными, а вторая половина – условно безопасными, то есть 2 класс УТ.

Инспектор поинтересовался, на каком основании были задекларированы рабочие места дворника, водителя и кладовщика, если по данным ранее проведенной аттестации рабочих мест по этим местам были установлены классы 3.1.- 3.2 по нескольким опасным и вредным производственным факторам.

Какие организации обязаны проводить специальную оценку условий труда

Проведение СОУТ – обязательное законодательное требование. Согласно статье 212 ТК РФ, каждый работодатель обязан проводить ее по утвержденному порядку. Порядок проведения процедуры регламентирован Федеральным законом «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28 декабря 2013 года. В соответствии с ним, каждая организация, кроме физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, должна проводить спецоценку для всех рабочих мест один раз в пять лет. Но данный период имеет отношение лишь к рабочим местам, на которых выявлены вредные и опасные факторы производственной среды и трудового процесса (ВОПФ, — ред.). А те рабочие места, на которых ВОПФ не выявлены, подлежат декларированию соответствия условий труда государственным нормативам в области охраны труда. Что значит: если на рабочем месте в течение пяти лет с момента подачи декларации в Минтруд не происходит несчастных случаев, травм, профзаболеваний, срок действия документа будет автоматически продлеваться.

Рекомендуем прочесть:  Сергеев в связи с неправильным на его взгляд оформлением доверенности

Несмотря на то, что проведение спецоценки также сопровождается финансовыми затратами, связанными с необходимостью привлечения к работе организаций, проводящих СОУТ, хорошим плюсом в процедуре является то, что на потенциально «безвредных» рабочих местах инструментальные замеры проводить не нужно. Для них предусмотрено проведение идентификации с последующим декларированием, что позволяет минимизировать дополнительные затраты, связанные с периодичностью проведения.

СОУТ в Приморском крае

  • по совершенствованию технологического процесса;
  • устранению несущих угрозу жизни и здоровью сотрудника составляющих производства;
  • обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
  • внесению исправлений в названия должностей и профессий, не соответствующих классификатору (влияет на получение работником льгот и компенсаций);
  • решаются вопросы о связи заболевания работника с производством и пр.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (а также исходя из предложений работников).

Какие компании должны проходить специальную оценку условий труда

Срок действия декларации составляет 5 лет со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки. По истечении срока и при отсутствии обстоятельств из части 5 статьи 11 Закона N 426-ФЗ срок действия декларации продлевается на следующие 5 лет. Таким образом, проводить повторную специальную оценку на задекларированных рабочих местах не требуется.

Однако статьей 57 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в трудовом договоре помимо прочего указываются условия труда на рабочем месте. Условия труда на рабочих местах определяются по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест. В соответствии с частью 3 статьи 5.27.1 КоАП РФ ненадлежащее оформление трудового договора влечет наложение административного штрафа.

Специальная оценка условий труда в 13 шагов: к проведению готовы

При подаче отчетности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний работодатель также должен сообщить ФСС результаты специальной оценки условий труда (подп. 18 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»).

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор (ч. 2 ст. 8, ст. 19-21 Закона № 426-ФЗ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Специальная оценка условий труда: обязанность или выбор работодателя

Проводить специальную оценку должны все работодатели, такая обязанность установлена пп. 1 п. 2 ст. 4 закона №426-ФЗ, независимо от юридического статуса (организация или индивидуальный предприниматель), вида деятельности, численности работников и т.д. Более того, специальная оценка условий труда должна проводится в отношении всех рабочих мест, исключение составляют лишь надомники и дистанционные работники (п. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

Рекомендуем прочесть:  Какие нужны документы для составления завещания на квартиру

С 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку, в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Сведения о результатах проведенной специальной оценки в обязательном порядке должны отражаться в отчете 4-ФСС (таблица 10) начиная с отчета за первый квартал 2014 года. Причем заполнять таблицу 10 должны все страхователи, включая тех, кто специальную оценку условий труда не проводил (подробнее о порядке заполнения читайте в статье Новая форма отчета 4-ФСС с первого квартала 2014 года). Однако, несмотря на то, что введение специальной оценки условий труда уже не новость, до сих пор остается много вопросов, касающихся порядка ее проведения, обязательности и т.д. В этой статье предлагаю рассмотреть, какие организации и индивидуальные предприниматели должны проводить специальную оценку и для чего.

Специальная оценка условий труда — это

Однако для отдельных категорий рабочих мест следует провести спецоценку в кратчайшие сроки, не дожидаясь завершения переходного периода. Речь идет о рабочих местах с вредными и опасными условиями труда. Их категории перечислены в п. 6 ст. 10 закона № 426-ФЗ.

  1. Должна быть доведена до работников и размещена на сайте компании в 30-дневный срок после подписания отчета (ст. 15 закона № 426-ФЗ).
  2. Включается в декларацию соответствия условий труда, предоставляемую в Минтруд.
  3. Направляется в подразделение ФСС РФ для принятия решения о корректировке страховых тарифов (подробнее – в следующем разделе).
  4. Размещается в государственной информационной системе (ст.18 закона № 426-ФЗ).

Как и кто проводит специальную оценку условий труда, сроки, штрафы

К ответственности за нарушения в области СОУТ могут привлечь как саму организацию, допустившую проступок, так и её должностных лиц (руководителя, специалиста по охране труда или иное лицо, на которое в силу должности или приказа директора возложена ответственность по проведению СОУТ). Причём применение наказания к юридическому лицу может быть произведено одновременно с привлечением к административной ответственности ответственных сотрудников, что исходит из анализа ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.

Однако сам процесс организации СОУТ следует проводить поэтапно и не откладывать на конец 2019 года. Ведь ажиотажный спрос на услуги экспертов и загруженность специализированных организаций – оценщиков в конце переходного периода могут создать условия, в которых получение результатов СОУТ в указанные сроки станет невозможным.