Обязан ли дипломатический агент в стране пребывания давать показания в качестве свидетеля в суде

Обязан ли дипломатический агент в стране пребывания давать показания в качестве свидетеля в суде

Эти конвенционные нормы воспроизведены в Положении о дипломатических и консульских представительствах иностран­ных государств на территории СССР 1966 г., которое в опреде­ленной мере продолжает регламентировать поведение россий­ских правоохранительных органов. Это учтено (к сожалению, не во всем) в ряде специальных законов. Так, в Законе РСФСР «О милиции» 1991 г. при закреплении в ст. 11 права сотрудни­ков милиции беспрепятственно входить в помещения, занимае­мые предприятиями, учреждениями и организациями, и прово­дить осмотр в одном случае (п. 25) сделана важная оговорка: «кроме иностранных дипломатических представительств», в Другом (п. 18) такая оговорка отсутствует, хотя регулируются сходные ситуации.

В соответствии со ст. 22 Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях помещения представительства неприкосно­венны. Власти государства пребывания не могут вступать в эти помещения без согласия главы представительства. Как сами помещения, так и находящееся в них имущество, а также сред­ства передвижения не могут подвергаться обыску, реквизиции, аресту и исполнительным действиям.

Обязан ли дипломатический агент в стране пребывания давать показания в качестве свидетеля в суде

в случае утраты паспорта гражданином Российской Федерации оформить ему свидетельство на въезд (возвращение) в Российскую Федерацию. Утрата загранпаспорта при любых обстоятельствах представляет собой чрезвычайное происшествие. Существует следующий порядок оформления свидетельства на возвращение. Утративший паспорт гражданин РФ заполняет заявление установленного образца в присутствии консульского должностного лица. Кроме этого, он должен представить протокол (справку) органов внутренних дел страны пребывания о подтверждении факта его обращения по поводу утраты паспорта, а также две фотографии. После получения ответа на запрос в органы внутренних дел Российской Федерации ему выдается свидетельство на возвращение;

Специальные миссии. Правовой статус специальных миссий определяется Конвенцией о специальных миссиях 1969 года, в соответствии с которой специальная миссия — это делегация, возглавляемая главой государства, главой правительства, главой внешнеполитического ведомства в зависимости от задач специальных миссий Их уровень зависит от того, кто возглавляет специальную миссию. Международная практика насчитывает свыше 20 видов специальных миссий.

Основания окончания миссии дипломатического агента

14 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов. В ней подчёркивается, что соответствующие лица имеют право на специальную защиту, а за поведение самих лиц, пользующихся дипломатической неприкосновенностью, несёт ответственность посылающее государство.

1) Неприкосновенность помещений дипломатических представительств – она обеспечивается двумя обязанностями государства пребывания обеспечить надлежащую внешнюю охрану помещений и не допускать вступления властей (следователей, сотрудников органов внутренних дел и безопасности, пожарных, судебных исполнителей) в эти помещения без согласия главы представительства.

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских должностных лиц

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включаемых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижимое имущество, регистрационных, судебных пошлин и т. п.

Рекомендуем прочесть:  Личное дело военнослужащего по контракту после увольнения

Ввозимые в страну предметы, предназначенные для личного пользования дипломата или членов его семьи, освобождаются от таможенных пошлин. Личный багаж дипломата освобождается от таможенного досмотра, если нет оснований предполагать, что в нем содержатся предметы, ввоз или вывоз которых запрещен. Соответствующие положения закреплены в Таможенном кодексе РФ (ст. 203).

Свидетельский иммунитет

Перечень, лиц, обладающих правом на привилегию от свидетельства, закрепленных ст. 69 ГПК, не является исчерпывающим. Так, лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну (ст. 313 НК). Сотрудник таможенного органа обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей сведения, в том числе затрагивающие частную жизнь, честь и достоинство граждан (Федеральный закон от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации»). Все служащие кредитной организации обязаны хранить банковскую тайну (Федеральный закон от 02.12.1990 № 395–1 «О банках и банковской деятельности»). Государственные инспекторы труда обязаны хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности (ст. 358 ТК). Статья 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-Φ3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» обязывает врача хранить врачебную тайну. Имеются и другие тайны, исчерпывающий перечень которых указать в рамках учебного издания невозможно.

ГПК (ч. 3 и 4 ст. 69) раскрывает правило так называемого свидетельского иммунитета, т.е. привилегии, освобождающей свидетеля от дачи показаний в установленных законом случаях. Конституция установила: «Никто не обязан свидетельствовать против себя, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания» (ст. 51). Введение свидетельского иммунитета в гражданское судопроизводство способствует расширению прав свидетеля и повышению его правовой защищенности, укреплению нравственных основ гражданского процесса, усилению борьбы с лжесвидетельством.

Дипломатические и консульские привилегии и иммунитеты

Кроме перечисленных, некоторые привилегии предоставляются дипломатическим представительствам на основе международной вежливости, а также в силу сложившихся в дипломатической практике обыкновений. Так, дипломатическое представительство имеет право на внеочередную и гарантированную отправку и получение различной корреспонденции.

К привилегиям консульских должностных лиц, сотрудников консульств и членов их семей относятся: определенные налоговые льготы (как правило, на основе взаимности); таможенные привилегии (освобождение от таможенного досмотра личного багажа и уплаты таможенных пошлин); освобождение от военной и других личных повинностей; право главы консульского учреждения устанавливать флаг представляемого государства на своей резиденции и на используемых им в официальных целях транспортных средствах и другие.

Привилегии и иммунитеты дипломатических агентов и консульских должностных лиц

Признание — односторонний добровольный акт государства, исходящий от органа, компетентного согласно внутреннему праву государства заявлять о признании соответствующего государства, в котором оно заявляет о том, что рассматривает другое государство как субъект международного права и намерено поддерживать с ним официальные отношения либо о том, что считает власть, утвердившуюся неконституционным путем в государстве достаточно эффективной, чтобы выступать в межгосударственных отношениях как представитель этого государства либо населения соответствующей территории.

Рекомендуем прочесть:  Упк рф восстановление срока на подачу апелляционной жалобы

 В соответствии с международным правом Таможенный кодекс РФ предусматривает таможенные льготы для дипломатических представительств при ввозе в нашу страну и вывозе из страны предназначенных для официального пользования представительств товаров с освобождением от таможенных платежей (ст. 202).

Конвенции и соглашения

3. Дипломатический агент, нанимающий лиц, на которых не распространяется изъятие, предусмотренное в пункте 2 настоящей статьи, должен выполнять обязательства, налагаемые на работодателей постановлениями о социальном обеспечении, действующими в государстве пребывания.

Государство пребывания должно, даже в случае вооруженного конфликта, оказать содействие, необходимое для возможно скорого выезда пользующихся привилегиями и иммунитетами лиц, не являющихся гражданами государства пребывания, и членов семей таких лиц, независимо от их гражданства. Оно должно, в частности, предоставить в случае необходимости в их распоряжение перевозочные средства, которые требуются для них самих и их имущества.

Вопрос 43

Как сказано в преамбуле Венской конвенции о дипломати­ческих сношениях, привилегии и иммунитеты «предоставляют­ся не для выгод отдельных лиц, а для обеспечения эффектив­ного осуществления функций дипломатических представи­тельств как органов, представляющих государства«.

Предусмотрено освобождение дипломатов от всех налогов, сборов и пошлин, за исключением косвенных налогов, включае­мых в цену товара или обслуживания, сборов за конкретные виды обслуживания, налогов на наследство и частное недвижи­мое имущество

Обязан ли дипломатический агент в стране пребывания давать показания в качестве свидетеля в суде

1. Цель-предоставить каждому дипломату возможность беспрепятственно выполнять свою миссию, как представителю иностранного государства. Неприкосновенность распространяется на все действия, выполняемые им от имени направившего его государства и в интересах последнего, а также и в делах личного характера. Право на неприкосновенность вступает в силу с момента, как только глава дипломатического представительства вступает на территорию государства его пребывания, при условии, что о его прибытии извещено заранее. Неприкосновенность действует в течение всего времени выполнения им его миссии или до момента его выезда из страны, в которой он был аккредитован, и в случае его замены тоже. Неприкосновенность действует даже в случае разрыва дипломатических отношений и состояния войны. Однако, если глава представительства после его замены остается в стране, где он выполнял свои обязанности, он не может пользоваться неприкосновенностью после того, как он оставил служ-бу.

§ 158. Глава дипломатического представительства не сможет выполнять обязанности, возложенные на его представительство, если он будет подчиняться властям государства пребывания. Ему предоставляется неприкосновенность, чтобы он мог пользоваться на территории государства, где выполняет свои функции, в течение всего периода его работы свободой от ограничений и полной личной свободой.