Что представляют собой органы опеки и попечительства

Обязан ли опекун представлять в орган опеки и попечительства отчет о своей деятельности? Что должно быть в нем отражено

Отчет утверждается руководителем органа опеки, после чего орган опеки исключает из описи имущества подопечного пришедшие в негодность вещи и вносит в опись соответствующие изменения. Отчет опекуна хранится в личном деле подопечного. Правила его ведения, а также форма отчета опекуна утверждены постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2010 г. № 927. Данный подзаконный акт, однако, не включает в себя формы отчета учреждения (психиатрического, психоневрологического), выполняющего опекунские функции в отношении гражданина, признанного недееспособным и помещенного в такое учреждение.

Опекун ежегодно не позднее 1 февраля (если иной срок не установлен договором об осуществлении опеки) обязан представлять в орган опеки отчет в письменной форме за предыдущий год о хранении, использовании и управлении имуществом подопечного с приложением платежных документов. Отчет должен содержать сведения о состоянии имущества и месте его хранения, приобретении имущества взамен отчужденного, доходах, полученных от управления имуществом подопечного, и расходах, произведенных за счет имущества подопечного с указанием дат получения сумм со счета подопечного и произведенных за счет этих сумм затрат для нужд подопечного.

Опека и попечительство над детьми

• лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, а также против общественной безопасности.

Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» введен институт предварительной опеки. В случаях, когда необходимо немедленное устройство ребенка, оставшегося без родительского попечения, и передача его в детское учреждение нецелесообразна, органам опеки и попечительства разрешено принять акт о временном назначении опекунов (попечителей). Ими могут быть совершеннолетние дееспособные лица. Предварительная проверка сведений о личности опекуна или попечителя в таких случаях не производится. Достаточно лишь предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Закон 48-ФЗ Об опеке и попечительстве с комментариями

Статья 15 гласит, что полномочия и обязанности попечителей и опекунов регулируются Гражданским и Семейным кодексами. Опекуны, согласно закону, являются законными представителями ребенка, а потому обязаны всячески защищать его права и интересы. Граждане, получившие статус законных представителей, должны своевременно извещать соответствующие органы о смене места жительства или о временном отсутствии по адресу.

2 статья ФЗ № 48 приводит основные понятия, применяемые в нормативном акте. Что представляет собой опека? Согласно Закону, это особый вид устройства малолетних граждан у опекунов, которые являются гражданами Российской Федерации. Представители назначаются соответствующими органами. Определяется их статус как законных представителей малолетнего лица. Вся совокупность юридически значимых действий, осуществляемых опекунами в отношении ребенка, именуется опекой.

Посольство Российской Федерациив Норвегии

  • из-за ситуации дома или по другим причинам ребенок особо нуждается в помощи;
  • ежедневная забота о ребенке характеризуется серьезными упущениями со стороны родителей или личный контакт и внимание, которые требуются ребенку в соответствии с возрастом и стадией развития, имеют серьезные недостатки;
  • родители не заботятся об удовлетворении особых потребностей в лечении и обучении больного ребенка, ребенка с ограниченными возможностями или ребенка, нуждающегося в особом уходе и обучении;
  • ребенок в семье подвергается жестокому обращению или другому серьезному насилию;
  • велика вероятность того, что здоровье или развитие ребенка может серьезно пострадать из-за того, что родители не в состоянии в достаточной степени заботиться о ребенке;
  • у ребенка серьезные поведенческие проблемы:
Рекомендуем прочесть:  Можно ли вернуть досрочно водительские права после лишения за пьянку

Органы опеки и попечительства несут особую ответственность за заботу о наиболее уязвимых детях. Они должны защищать детей в случае пренебрежительного отношения родителей к своим родительским обязанностям и бороться с физическим или моральным насилием над ребенком в семье. Если службе опеки и попечительства становится известно о подобных случаях, то закон обязывает ее незамедлительно расследовать ситуацию ребенка, и, при необходимости, принять меры. В соответствии с законодательством, органы опеки и попечительства обязаны изучить поступившую информацию как можно скорее, и, в случае необходимости, принять меры. По закону органы опеки должны рассмотреть обращение как можно скорее и, если необходимо, провести более тщательное расследование в течение трех месяцев.

Чем занимаются органы опеки и попечительства

Наряду с вышеуказанными функциями, сотрудники органов опеки и попечительства обеспечивают защиту прав и интересов детей, у которых есть родители. Представление интересов возлагается на опекунское учреждение в том случае, когда биологические родители или официальные опекуны пренебрегают своими обязательствами перед несовершеннолетними детьми.

  • лица, представляющие организацию по опеке и попечительству, должны исполнять свои обязанности только в соответствии с положениями 48 ФЗ. Нарушение ими норм законодательства не приемлемо;
  • установление норм проживания детей, не достигших 18 лет, а именно — определять, благополучно ли их пребывание в семье;
  • проведение надзора за ребенком, проживающим в усыновленной семье;
  • оказание помощи несовершеннолетним гражданам в любом виде, то есть предоставление крова, в случае, если они осиротели, оказание психологической помощи, в случае, если они получили какую-либо травму, оказание услуг по реабилитации и иное;
  • считаться с мнением несовершеннолетнего дитя, если ему исполнилось 14 лет.

Органы опеки и попечительства: нюансы работы и полномочия

Все вопросы, связанные с передачей опеки, попечительства или усыновлением, решаются в соответствующем учреждении. В сферу деятельности учреждений входит не только организация передачи детей на воспитание, но и забота об интересах несовершеннолетних детях или частично (полностью) недееспособных.

  1. Защита прав и законных интересов граждан, испытывающих потребность в установлении над ними надзора.
  2. Надзор за деятельностью опекунов и попечителей, а также организаций, где содержатся недееспособные лица.
  3. Контроль за сохранностью имущества или управлением собственностью лиц, находящихся под попечительским надзором.

Помимо перечисленных, на службу могут быть возложены и другие задачи согласно положениям Федеральных законов и других нормативных актов субъектов РФ.

Роль выводов органов опеки и попечительства в процессе доказывания

Судебное доказывание как структурный компонент судебного производства воплощается в процессуальной деятельности сторон и других лиц, участвующих в деле, по доведению тех или иных фактов, то есть обстоятельств дела. Существенно важным является то обстоятельство когда участник дела, в случае невозможности самостоятельно предоставить доказательства, вправе подать ходатайство об истребовании доказательств судом. Такое ходатайство должно быть подано в срок, указанный в частях второй и третьей статьи 83 ГПК Украины. Если такое ходатайство заявлено с пропуском установленного срока, суд оставляет его без удовлетворения, кроме случая, когда лицо, его подаст, обоснует невозможность его представления в установленный срок по причинам, не зависящим от него в соответствии со ст. 84 ГПК Украины.

Рекомендуем прочесть:  Как отследить пенсионные отчисления

Проанализировав положения ч. 4 ст. 19 СК Украины, установлено, что данная норма не содержит в перечне дел, для которых участие органов опеки и попечительства для предоставления выводов является обязательным, такой категории дел, как установление опеки (попечительства) над ребенком, лишенным родительской опеки. В связи с этим возникают определенные трудности в судебной практике, поскольку органы опеки и попечительства в данном случае имеют право на предоставление выводов, а не обязанность. Обоснованным будет вывод о крайней необходимости законодательного закрепления такой обязанности.

Опека и попечительство в гражданском праве

Особенность правового положения попечителя-помощника заключается в том, что он исполняет свои обязанности не в силу решения органа опеки и попечительства о его назначении, а на основании договора поручения или договора о доверительном управлении имуществом, который заключается с самим подопечным.

Что же такое опека и попечительство? В научной литературе высказываются различные соображения в отношении понятия опеки и попечительства. Мне ближе всего мнение Ершовой Н.М., которая опреде­ляет это как комплексный раздел семейного и гражданского права, включающий все виды попечения над гражданами, которые нуждаются в особых формах охраны своих прав и интересов, и имеющий целью защиту их личных и имущественных прав.

Правильное оформление опеки над ребенком

При опеке ребенок попадает в семью до своего совершеннолетия, к тому же сами опекуны имеют определенные ограничения к распоряжению собственностью подопечного. Что же касается усыновления, то подопечный устраивается в семью на правах собственного ребенка.

Ребенок, который является усыновленным, может брать фамилию своего усыновителя, чего подопечный ребенок делать не может. Еще одно существенное отличие опеки от усыновления заключается в денежной компенсации. На данную компенсацию может рассчитывать только опекун. Длительность опекунства заканчивается в момент достижения ребенком четырнадцати лет.

Статья 34

Органы опеки и попечительства могут взаимодействовать также и с органами местного самоуправления. В соответствии со ст. ст. 14.1, 15.1 и 16.1 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов имеют право на участие в осуществлении деятельности по опеке и попечительству. Так, например, в соответствии с законодательством Ленинградской области органами опеки и попечительства являются соответствующие органы исполнительной власти этого субъекта, однако органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов предоставлено право создавать общественные советы по опеке и попечительству (попечительские советы). Такие советы не имеют и не могут иметь полномочий органов опеки и попечительства, однако на них могут быть возложены консультативные, информационные или контрольные функции и задачи.

1. Статья 34 ГК РФ — одна из немногих статей Кодекса, содержащих нормы публично-правовой природы. Прежде всего в ней определены органы опеки и попечительства как органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Это положение дублируется в ст. 6 Закона об опеке, а также в п. 2 ст. 121 СК РФ.